======================
======================
СЧЕТ для сбора средств
на реконструкцию могилы Елютина

находящийся в разделе "ФОТО"--

ЗАКРЫТ... 

Если кто желает помочь, обращайтесь
непосредственно к Кешишьяну
http://my.mail.ru/mail/mr.keshishyan/ 

======================
====================== 


Михаил Михайлович Елютин родился в 1938 году 14 апреля в Москве, где проживал до 1968 года.

С детства обучался музыке, игре на семиструнной гитаре, а затем овладел шестиструнной гитарой. Мне известны его дружеские отношения с семиструнником Сергеем Ореховым и шестиструнником Владимиром Дубовицким. Питал симпатию к их творчеству, многое играл из их репертуара. Переехав из Москвы в глубинку, все связи с известными музыкантами были потеряны. На долгие годы Михаил Михайлович Елютин обрел неизвестность, был лишь известен в южных регионах Кавказа и Кубани. Занимался только гитарой, имел учеников, писал для них свои пьесы, делал обработки. Выступал на местном радио. К его работам обращались местные музыканты Борис Дмитриевич Беляев и в меру известный гитарист Виктор Федорович Иванов. Степень его таланта оценена всеми кто соприкасался с его творчеством.

В 1987 году в Майкопе выступал Евгений Дмитриевич Ларичев , с которым несколько раз встречался Михаил Михайлович Елютин, о чем и свидетельствую. Он был оценен главным пропагандистом гитары в СССР, увидевшим его работы. Одну из обработок Евгения Ларичева, Михаил Михайлович Елютин дополнил своей вариацией и был признан им , как соавтор данного произведения.

Обработки Михаила Михайловича Елютина также нравились Валентине Егоровне (Георгиевне) Фадеевой, с которой он переписывался, высылая ей свои работы.

Он жил у меня. Я работал, а в свободное время учился у него игре. время позволяло...
Когда кое-чему научился он посоветовал мне поступить в Заочный народный университет исскуств. Звучит убедительно,а на самом деле
это заочная годичная школа(хозрасчетная) что-то платили за обучение...
Елютин знал адрес...Я написал туда,заплатил за обучение и меня приняли...Все заочно...Высылал 12 контрольных работ.
Преподователь была Фадеева.Я написал ей о Елютине,рассказал что он великолепный гитарист и композитор...
Она попросила что-нибудь выслать из его работ...Я точно не помню,что мы выслали из первых, но ей этого было достаточно чтобы
открыть для себя Елютина...Он выслал вальс Дога и все началось...
Пошла переписка,просьбы и заказы...Елютин был рад служить гитарному искусству...Она была тоже рада обрести новое...
Вот так они заочно подружились. Я был рад этому, ведь он был оторван от Москвы,от друзей...
Они переписывались почти до его смерти.
Бывало, Елютин брался за то, за что не брались другие. Этих работ было не мало. Фадеева зто поняла сразу... Она заказывала то,чего,может быть, еще не было в природе...Я не помню произведение,но помню её восторг от переложения. Письма приходили на мой адрес,их читали с Михаилом вместе...Её восхищению не было предела...
В 1989 году Валентина Фадеева выслала магнитофонную кассету, где она исполнила вальс из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь», переложенный для гитары Михаилом Михайловичем Елютиным. Очень здорово!
К концу жизни талантливый гитарист все-таки получил внегласное признание в мире гитарного искусства, со стороны хотя бы нескольких известных музыкантов. Он так хотел этого.
Последние годы жизни Михаил Михайлович Елютин жил у меня. Все, что он написал в период этого времени, было передано им мне лично. Многое было утеряно ранее его учениками.


В 1992 году Михаила Михайловича Елютина не стало.

Та небольшая часть его работ, сохранена мною и находится в забвении около двадцати лет и более.
Обработки, переложения, а также собственные сочинения очень оригинальны и разнообразны. Почти всюду тема продолжается вариацией, использованы блистательные пассажи, в зависимости от сложности. Есть простенькие пьесы, удобно исполнимые, есть сложные, для серьезного исполнения. Много старинных романсов, музыка из кинофильмов, джазовые произведения, классические переложения.

В детстве, М. Елютин купил самоучитель и самостоятельно стал осваивать гитару.Автора самоучителя назвать не могу. В 16-17 лет он уже неплохо владел инструментом. Он так же самостоятельно, по книгам, стал изучать теорию музыки. В молодые годы брал уроки у Сазонова. Ему также стала нравиться шестиструнная гитара, он самостоятельно освоил её.
Более всего он рассказывал о С. Орехове, с кем дружил и проводил время на отдыхе. Их связывала семиструнка. Они дружили семьями. М. Елютин жил в Сокольниках с женой Ниной, которую он любил и вспоминал до последних дней...
Ещё Елютин был знаком с В.Дубовицким. Ему нравился этот гитарист. Он великолепно играл "Серенаду" Миронов-Дубовицкий, а также "Болеро" Дубовицкого.
Некоторое время Елютин работал в каком-то театре (цыганском). А последние годы проживания в Москве работал в ресторане
"Алые (Красные) маки". Обо всём этом мне рассказывал сам М. Елютин

Елютина не могла знать большая аудитория, в силу жизненных обстоятельств гитариста.

В советские времена за незаконную трудовую деятельность его дважды приговаривали к лишению свободы. Позже за безработицу. Следующим испытанием было рабство, в одной из кавказских республик, куда он попал по наивности и доверчивости. Скорби и страдания были спутниками его жизни. Но он сумел сохранить в себе светлый ум, чистое сердце и творческую личность , о чём свидетельствуют его работы. Его кроткие попытки пробиться в печать натыкались на невежество и обман известных советских гитаристов доброжелателей. Бог им судья. Многих друзей и учеников Михаила не стало. Родственников у него нет. Скоро некому будет на могилу прийти. А причина его неизвестности в невозможности быть услышанным.

Более двадцати лет я вслушивался в Божественную Симфонию М. Елютина, ибо талант принадлежит Господу, музыканту- миссия.
Жизнь М.Елютина это-сложная песня, отзвук его вдохновений, родившийся в процессе, далеко не простого, жизненного опыта.
Он пропел её искринне, как мог. Легко и понятно для чистого сердца, но сложно и туманно,для мудрствующего разума..
В конце шестидесятых река жизни М. Елютина изменила русло.
Молодого и талантливого музыканта, за нетрудовые доходы, приговорили к двум годам заключения, просто так, для галочки и для отчёта...
В то время это означало-конец карьеры, запрет на прописку в Москве, где родился и проживал музыкант, и тотальный контроль над человеком. В результате этого он потерял всё- столицу, друзей, любимую жену, работу...
Катастрофа состоялась. В будущем властные рычаги управления сработают ещё не раз...
...Стук колёс паровоза уносил музыканта в другой мир, непохожий на тот, который он привык видеть- с театрами, стадионами, библиотеками...
Ещё в изоляторе ему позволили иметь с собой гитару. Охрана дивилась: разве можно такого человека сажать в тюрьму,
ему бы по радио надо играть..?
Но уже на "этапе"он растопил сердца злого среднеазиатского конвоя. Он стал играть полонез Огинского.В вагоне наступил
шок... Музыкант снискал любовь и уважение в среде заключённых. Он будет их учить играть на гитаре и в шахматы...
Ему не позволят брать в руки молоток и лопату... Будут беречь его руки. Ану-ка такая гитара в зоне!!!
Через два года угрюмый и серый лагерь со слезами будет провожать музыканта на свободу... Но она не принесёт ему радости и счастья..

В середине семидесятых годов М. Елютин претерпел ещё одно исытание...В этот период он был в гражданском браке с одной женщиной.У них был ребёнок. С работой у него ничего не получалось...Отметка в паспорте-"положение о..."не давала возможности найти работу по музыке. Возникли раздоры и проблемы... Ему помогли устроиться охранником на проходную асфальтного завода. Работать пришлось недолго.В его смену произошёл пожар, совсем не по его вине. Но его уволили. Хорошо, что ещё не посадили в тюрьму. А ведь могли...
Он решил использовать свою "секретную" профессию. Секретная, вот почему. Живя в Москве, он заочно закончил какое-то учебное заведение, связанное с точными приборами... У него действительно был диплом. Я его видел. Никто никогда не придавал этому значения ,никому это было не нужно и никого это не интересовало. Все знали и видели в нём потрясающего, порой безработного музыканта. Для чего он заканчивал это заведение, никому кроме него, не было известно... Могу подозревать, что точные приборы связаны с математикой, а Елютин обожал этот предмет...
В отделе кадров майкопского станкостроительного завода имени Фрунзе ему,согласно диплома хотели дать инжинеро- техническую должность, но заглянув в паспорт- отказали. Ранняя судимость... В музыкальном училище- тоже самое.
Елютин ушёл от гражданской жены и вскоре "засветился" в преступлении уголовного кодекса, того времени-тунеядство.. .За то, что не мог найти работу, по вине "законов" государства. Музыканта безжалостно приговаривают к году лишения свободы и отправляют в одну из колоний Краснодарского края. Там ему дадут должность клубного работника.
Он будет иметь сцену и благодарных слушателей в тысячу человек. По выходным будет давать концерты. Будет сочинять музыку и писать стихи. А главное-ждать освобождения, чтобы начать жить с чистого листа и писать для вас гитарную музыку, где испанская
гитара поёт по-русски...

Прикоснувшись к его творчеству, вы узрите художника...в аккордах, музыкальных фразах... Там нет лукавства, только искренность и благородство.

Временно, обустроив жизнь в Адыгее, М.Елютин посещает друзей в г.Ростове, где он порадовал местную публику гитарной музыкой. Обратно он не вернулся...

В вагоне к нему подошли молодые люди и предложили поработать музыкантом.., в доме культуры, одного кавказского района. Доверчивый и наивный, он с радостью соглашается...Но вместо дома культуры, его
встречает старый барак с молчаливыми насильниками.
Это было насильственное заточение (рабство) где музыканту придётся пройти испытание, почти в полтора года .Был 1980 год... В Москве открывалась Олимпиада...
М. Елютину пришлось претерпеть, в немалой мере, издевательства и унижения. Игра на гитаре частично облегчила его страдания.
Ему предписали посильную работу:-носить воду и ходить за хлебом в аул, в сопровождении охранника, с кинжалом в сапоге.
Другие, с утра до позднего вечера, строили сараи для скота и овец.
Его игрой на гитаре проникся молодой паренёк Хасан, который по мере своей возможности, будет оберегать музыканта от чрезмерной жестокости. Ему позволили быть с гитарой...
Однажды, он с охранником, пошли в аул за хлебом. Магазин был на перерыве. Они сели на лавку и стали ждать его открытия. Охранник задремал... Появился единственный шанс, за многие месяцы, бежать... Елютин его использовал. Уходил предгорным лесом.
Мысль о возможной погоне придавала силы...Его маршрут был между жизнью и смертью, так как бегство ему-бы не простили.
На второй день побега он вышел к железной дороге и, уже на узловой развязке, спрятался в товарном вагоне. Там он был недосягаем.
Впереди Моздок.

Статус не позволял М. Елютину преподавать в музыкальных заведениях. Кроме этого он был лишен большой сцены и возможности пробиться, плэтому он скромно вел курсы игры на гитаре. Учениками, в большинстве, были взрослые и молодежь, детей почти не было. Это были любители гитары из среды рабочего класса. Более способные занимались индивидуально у него на квартире. Кое кто добился больших успехов в технике исполнения, но на уровне любителей. В настоящее время почти не осталось лучших его учеников, а те кто жив по разным причинам забросили гитару.
У М. Елютина ничего не было, кроме гитар и нот. Это единственное богатство, которое перед смертью он распределил среди своих друзей. Мне был передан материал, написанный для его учеников, то что я сейчас имею. Одной из своих учениц он завещал гитару.

Другу Елютина, гитаристу Юрию Попову достался "золотой фонд" М. Елютина. Это были ноты концертные работы многих его личных сочинений, работы для двух гитар. Это было то, что могло быть сегодня сведетельством и подтверждением для многих гитаристов, о неисчерпаемых возможностях покорения музыкальных высот гитариста.
В 1997 году Ю.Попов уезжает в Тверскую область, в г. Осташков, и вскоре трагически погибает.

Судьба архива виртуозных пьес, оставленного у Ю. Попова, этого бесценного материала, пока неизвестна...

. Пока жива надежда, будем вести поиск творческого наследия М,Елютина !

Чаще всего к М.Елютину приходили учится играть на гитаре те, кто уже знал кое-какие аккорды, что-то играли на слух.
Первое, что делал Елютин,как все педагоги это-постановка рук. Огромное внимание он уделял правой руке. Далее всё индивидуально к каждому. У учеников была только нотная тетрадь, никаких учебников, все знания получали от учителя. У него была своя школа и педогогический материал...Видимо поэтому, репертуар всех его учеников состоял из его обработок. Из других авторов, в редких случаях, был Чернов. Ещё реже, Орехов, по понятным причинам... Главное то, что делал Елютин, он вызывал интерес и азарт, через любимые мелодии учеников. Их вкусы могли быть у всех разные. Далее, он усложнял, дописывал вариацию...
Один ученик просил "аве мария" и получал её, сообразно своим техническим возможностям. Другому нравилась "лаванда" С.Ротару .Елютин сразу находил нужный вариант. Одной девушке, из местной организации ВЛКСМ, по её просьбе, он написал "Виноградную косточку" Б.Окуджавы. Всякая, самая лёгкая пьеса Елютина, всегда ЗВУЧАЛА. Обладая высокой техникой, он считал, что виртуозность должна быть оправдана. Провести мелодию, для него было первично. Виртуозность должна быть там, где она неоспорима, как считал он.
Играли в то время на ленинградских гитарах. Нейлоновые струны были большим дифицитом. Их можно было приобрести у В. Иванова,
профессионального гитариста, друга Елютина. Желающие, заказывали ему струны. Тот часто ездил в Москву, в Прибалтику, на гитарные
фестивали. Некоторые приобретали у него хорошую, по тем меркам, гитару, производства ГДР или Чехословакии.

Самому молодому ученику,из тех кого я знал, было 13-14 лет

Педогогическая деятельность М.Елютина существовала обособленно, вдали от официального министерства культуры. Она была своеобразна и специфична...Это, к вопросу о его учениках... Дело в том, что они были люльми разного возраста, разных социальных слоев, разных национальностей. Всех их объединяла любовь к гитаре. Это были простые советские рабочие, также, и бывшие осужденные: учитель географии, зубной врач, зам.начальника вокзала... Были музыканты, играющие на других инструментах, позже овладевшие гитарой. Все они занимались у Елютина в разные годы его жизни.
Диапозон возможностей Елютина,давал возможность его ученикам играть то,что им нравилось.Одни любили классику,другие- известные русские мелодии, кто-то латиноамериканскую музыку,некоторые- джаз. Они получали это в самой понятной, доступной и красивой форме в виде его оранжировок. А главное- для каждого, по его способностям. Одна пьеса могла быть в 2-3 интерпритациях.
Некоторые ученики, привыкшие к его музыкальному языку, после смерти Елютина не смогут играть других авторов и забросят гитару... Многих не станет в девяностые годы...Кто-то покинет регион...В силу этого, очень небольшое количество людей может рассказать об зтом удивительном музыканте и человеке, мистически любившем марши и вальсы...
Людям он нёс добро, а зло всюду противостояло, его мирному странствованию. Оружием его правды была гитара, посредством
которой он отвечал на все вызовы судьбы

.
В 1982 его избили случайные хулиганы. Он получил травму головы. Ему сделали операцию, но видимый мир, для него, вдвое стал меньше. Один глаз полностью потерял зрение.

Но музыкант не роптал и не ожесточился...Оправившись от травмы он напишет небольшой, но прекрасный романс... Напишет просто и красиво, на что гитарист Б. Беляев скажет:-совсем несколько нот, а звучат
лучше, чем тьма нот у некоторых авторов... В. Иванов, из своей коллекции подарит Елютину великолепную гитару.Его жизнь продлится ещё десять лет.

В середине восьмидесятых в жизни М. Елютина наступил один из самых сильных душевных кризисов.
Он вёл курсы гитары в одном из посёлков, под Майкопом. Ему помогли с зарплатой в пол-ставки. Дали помещение для работы. Но уже через несколько месяцев, по непонятным причинам, всё отобрали. Опять возникли проблемы... Творческая активность утратилась. Музыкант стал сильно выпивать...
Решением суда ему было назначено принудительное лечение.
М.Елютина отправили на год в Л.Т.П.(лечебно-трудовой профелакторий) Это что-то вроде тюремной больницы. Об этом периоде он вспоминать не любил.

Елютин был чрезмерно раним и синтементален. Отсутствие всякой харизмы, неприспособленность к жизни, стали следствием
его жизненной трагедии. Ещё я скажу, он не был хроническим алкоголиком. У него были "срывы" и не более...
Причина их была Обусловлена одним словом - НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ и НЕПРИЧАСТНОСТЬ к миру гитарного искусства. Судьба отвела ему место пребывания в границах провинции. Коренному москвичу,очень интеллигентному человеку,музыканту было трудно как в творческой,
так и в бытовой жизни.
Многое можно понять, если глубоко вникнуть в его творчество, например его обработка "Не жалею,не зову,не плачу"...
Через год он вернулся.
С этого времени он был прописан и проживал у меня, почти до последних дней жизни. У него была своя комната, где он мог работать. Друзья поддерживали его, занимались лечением его болезней. Большую помощь оказывала врач-психиатр Светлана Михайловна
Артюхова, чудной души человек. Он благодарил её музыкой и стихами своего сочинения. Эти годы были самыми плодотворными.
Им было сделано очень много интересных работ. Количество их я затрудняюсь сказать

Осенью 1987 года, пытаясь исцелить музыканта от возникшей депрессии, друзья увезли его в Крым, в Евпаторию... Там он встретил много интересных людей ,которые получили огромное удовольствия от его игры на гитаре в гостинице "Турист". М. Елютин прославил её трёхнедельными импровизированными выступлениями, с огромным количеством отдыхающего народа. А также победой над мастером
спорта по шахматам, в сеансе одновременной игры. Обыграл вчистую...
С утра на него устраивалась очередь, с приглашениями в гости... Он никому не отказывал, играл всё, что просили. Поразительно, что он никогда ничего не разучивал. Брал в руки гитару и начинал играть музыку, ранее которую мы не слышали.
Его новые знакомые, Яков и Жанна из Житомира, испытывали неописуемую радость от встречи с ним. Его друзьями стал доктор Виталий
Ильич Струк, со всей своей семьёй. Все они, до самой его кончины, будут переписываться с Елютиным...
Здесь, в Евпатории, у М. Елютина появятся новые работы, переложения: "Танец маленьких лебедей" Чайковского, "Ноктюрн" Бабаджаняна,"Только раз в году бывают встречи". Так же "Киевский вальс". Он так всем понравится, что музыкант напишет два варианта и вариацию к нему, да
ещё какую!..
Это были одни из немногих счастливых дней его многострадальной жизни. Позже опять наступят серые будни, а иногда депрессия...
Друзья будут рядом.

В молодости Елютин дружил с Ореховым, на частных вечеринках они любили играть русские и цыганские мелодии. Елютину эта музыка также была близка сердцу.
Эти музыканты уважали друг друга. Елютин считал Орехова первой семистрункой мира.
В 1971 всего один раз Елютин посетил Москву, но встретиться с Ореховым не получилось.
В середине восьмидесятых Орехов был на гастролях в Майкопе. После концерта поехали на квартиру к В. Иванову. Они были хорошие приятели, ещё по Москве.
Был так же Б.Беляев, ныне живущий. Елютин в это время был на выселках.Орехов переживал за судьбу Елютина, а так же за то, что им не пришлось встретиться.
Свидетельствуем с Б.Беляевым.

М.Елютин глубоко изучил гитару и её возможности.
Когда я задавал ему банальный вопрос, как ему удаётся писать красивую музыку, с удобной аппликатурой, он без всякого пафоса говорил:- Я хорошо знаю гармонию и...гриф гитары. Это так, но те "эксперементы", свидетелем которых я был, убеждали меня, что было и третье- природный дар.
Он мог писать вариацию, не беря в руки гитару...А как получалось!
Всех, кто его знал, он поражал совершенной, виртуозной "читкой" с листа...сложнейших произведений. Однажды, в музыкальном магазине, он смотрел и проигрывал ноты. Всех удивило то, что ноты были не для гитары. Переложения он делал на ходу, молниеносно и в полном объёме.Пианиста, который наблюдал за этим, сильно потрясло это зрелище... Позже он хорошо овладел гитарой, став учеником М.Елютина.

М .Елютин обладал феноменальной памятью.Он удивлял слушателей не только разнообразием, но и количеством играемой муэыки. Будучи математиком, мог решать самые сложные задачи. Был прекрасным шахматистом.

Переложения и обработки он делал поразительно быстро . Характер вариаций зависил от настроения автора. Масштабы его работ не соответствовали потребностям местных гитаристов. Свои работы он мог подарить случайным людям, даже не музыкантам. Он хотел быть востребованным в том , что делал с блеском. В тяжёлые периоды жизни музыкант впадал в депрессию и его спасала гитара. Она была его жизнь. Посредством её он входил в сердца своих бесконечных слушателей и дарил им радость.Это питало его жизненной энергией.

  Мне кажется,что о возможностях исполнения Елютина, судят по имеющимся работам. Возможно те, кто ведут рассуждения о его технике, не все смогут сыграть из того, что есть...
Когда Елютин появился в нашем регионе,он сразил местных музыкентов именно техникой...Потом, уже импровизацией...
 Это было дыхание гитары, того времени,  в лучших образцах...
Столкнувшись с малопрогрессивной публикой местных гитаристов,он сразу понял, что и как надо писать, с учетом их вкусов
 и возможностей. Благодаря этому, у многих заметно повысилась планка в репертуаре и технике исполнения.
  Семиструнка теряла позиции и Елютин стал меньше уделять ей внимания. Этим объясняется небольшое количество обработок для семиструнки, в  сравнении с шестистрункой. Но они были тоже.
  Его творчество формировалось в двух сегментах. Один, - тот, что доступен и общеизвестен. Другой, - обособлен и малоизвестен.
Для многих он был непонятен,сложен и объемен...Елютин это понимал. Он никогда и никому его не навязывал. Для меня до сих
 загадка,почему он завещал его Попову, гитаристу средней руки, а не профессионалу Иванову...(?)
Только сейчас,столкнувшись с такими вопросами я начинаю понимать их вес и значимость.
 Отдаю себе отчет в том, что на мне лежит вина, за их утрату. Все это было рядом со мной: писалось, игралось, слушалось, проходило мимо...Без должного внимания...Безвозвратно...
  Не знаю почему, но Елютин считался с моим мнением о той или иной работе. А кто я ?!.. Букварь!..
 Когда я говорил о шедеврах его творчества, он только улыбался и отшучивался... Говорил мне,- смотри, вдруг после моей
 смерти на твоем доме установят мемориальную доску...Мол, сдесь жил Елютин !!! Он не верил в то,что может быть услышан...

Не могу вспомнить произведение ?.. На плече у него была выколона татуировка,- гитара,несколько нот...и название на латыни.

Владислав Кешишьян

================================

Елютин Михаил Михайлович, это мой крестный и родной дядя.
С моего рождения мы жили вместе, в деревянном доме с печкой на
Леснорядской улице. Когда дом снесли нам дали две комнаты в новом
доме на верхней Красносельской улице. Нам, это: одну комнату Михаилу и бабушке Оле (его маме), другую комнату мне маме и папе (Николаю родному брату Михаила). Там у него была сватьба с Ниной. Я и Нину и ее маму очень хорошо помню. Когда Михаил последний раз был у меня я отдал ему из альбома фотографию Нины.
Были еще братья Константин и Василий.
С кем он дружил?, да это просто невозможно описать.
Очень много было народа вплть до дворовых ребят у которых постоянно расстраивалась гитара и они бегали к Михаилу ее настраивать.
Насколько я его знаю, как только у него появлялись деньги, он бежал не с друзьями за водкой а в НОТНЫЙ магазин, купить маленькую брошюрку с нотами. Прибегал домой, никого не видя и не слыша, ноты клал на табуретку, брал гитару и как одержимый с листа читал и играл произведение. У него была привычка беззвучно читать ноты.
Вспомнил еще, одно время у Михаила появилась гитара с двумя грифами, он долгое время обучался игре на ней.
Что Михаил натворил?
 Натворил не он, а наша совковая система, его преступление в том что он любил гитару и музыку, он жил этой гармонией.
По тем временам, Куйбышевским районным судом города Москвы он был осужден за тунеядство. Возможно эта статья шла прицепом.
 Виды «нетрудовых доходов» в СССР: частно-предпринимательская деятельность — оказание разных услуг — репетиторство...
Михаил неоднократно мне говорил, что его учителем был Владимир Сазонов.
Сазонов в начале не принял его, но он с упорством добился своего.
 По моему мнению обработками Михаил занялся благодаря Сазонову.
Уж больно часто на моем слуху звучала эта фамилия.
 Да и здесь Сазонов незаслуженно забыт.
http://www.abc-guitars.com/pages/elutin.htm

Евгений Николаевич Елютин, племянник М. Елютина

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Михаила Елютина мне довелось знать всего два года, последние в его жизни. Я жил в Перми, в Майкопе у меня жили дед с бабкой. Я часто приезжал к ним, к тому же работа у меня была Пермь-Майкоп. Меня с ним познакомили друзья, у которых он проживал. Я был рад знакомству с таким интересным человеком. На гитаре я никогда не играл, только слушал. Более всего из его игры, мне запомнился вальс из к-фа "Берегись автомобиля" и вальс Свиридова. Ещё, по моей просьбе, он сыграл композицию "Солдаты удачи" из легендарной группы ДИП ПЁРПЛ. Как забавно и по-русски он сыграл её! Такое не всегда услышишь...
Но более всего я любил играть с ним в шахматы. Мне казалось, что я хорошо играю, а за два года я не выграл у Елютина ни одной партии. Ещё у него была математическая игра на спичках, в которую у него невозможно было выграть.
Гостей, М.Елютин, любил угощать крепким чаем. У него был маленький кипятильник и небольшие железные кружки, в которых он заваривал чай. Мне нравились такие встречи с ним и та атмосфера, которая царила.
Сигареты он носил в старом портсигаре, а курил только с мундштука.
К нему заходили и выходили одни, другие...Кто приходил с гитарой, а кто с аккордеоном. Всем хватало места и времени для разговоров. Мне запомнился один музыкант, Геннадий, который здорово играл на пятирядном баяне. Он играл Баха.
После смерти Елютина я узнал, что этот парень уехал во Францию и живёт там. Работает в оркестре.
М.Елютин был необычным и уникальным человеком. К нему всегда тянуло, хотелось его видеть и сидеть до утра, в прокуренной комнате, пить крепкий чай, слушать гитару и говорить, говорить...
Для меня ясно, что таких интересных людей, как М. Елютин, в моей жизни встретилось мало.

АНДРЕЙ ДАНИЛОВ.

=============================

С Михаилом Михаиловичем Елютиным я была знакома с 1988 до1992 года. У нас были общие друзья. Часто собирались послушать его музыку, в собтвенных аранжировках и исполнении. Она была очаровательна!
В то время я имела некоторые навыки игры на гитаре, на что он обратил внимание и стал моим учителем. С нежностью вспоминаю те дни и добрые чувства нашей коллективной дружбы. К сожалению после смерти Михаила Елютина я забросила гитару. У меня сохранилась запись (с шуточным подтекстом) в подареной им книге стихов Блока. Еще память о нем и его неповторимой музыке. Он посвятил мне одну из своих грустных прелюдий ( № 1), а также была запись его игры на гитаре, это "Колыбельная Светланы".
Было много  записей, нот, но сохранить их не удалось.

Светлана Рыбникова (Бельченко).

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Природная музыкальность и трудолюбие позволили М. Елютину самостоятельно овладеть игрой на популярном струнном инструменте. Причём играть блестяще. Он совмещал дар импровизатора, исполнителя и композитора. В своём творчестве он опирался на богатейшие фольклорные традиции народа, черпая вдохновения в русской и зарубежной музыке. Музыкант имел своё исполнительское и композиторское лицо. Я был знаком с ним много лет, позтому мне позволительно давать оценку его творчеству. Я думаю, что со мной согласятся все гитаристы ,кто знал его. В его работах, даже в самых простых всегда было изюминка. Писал так доступно и понятно, что всем хотелось это сыграть. Между тем, у него были очень сложные концертные обработки, за которые местные гитаристы даже не брались. Одна из низ- "синий платочек" В ней весь Елютин... Очень сожалею, что не переписал её, хотя бы для истории. Оказалось, что её ни у кого нет.
Скажу без преувеличения, Елютин- это явление в мире гитарной музыки. Гитарист, который не имел никакого музыкального образования, поражал профессиональных музыкантов знанием гармонии и возможностью воплощения её, в своих фантазиях.
Отзывы гитаристов России и Зарубежья, спустя много лет, тронули моё сердце...Ведь не зря прожил!
Жизнь замечательного музыканта не была богата радостными событиями. Он постоянно испытывал жизненные невзгоды.
Думаю, что многие сочинения Елютина могли бы занять достойное место, в золотом фонде гитарной литературы и могли радовать любителей музыки своей искренностью, проникновенной любовью к Родине.

Борис Беляев. Г. Майкоп.
20.07.2010

==============================

  Я познакомился с Михаилом Елютиным еще в 70-е годы.
Проходил по парку и вдруг услышал звук гитары, но совсем не тот, что привык слышать. Это был струнный оркестр !
Собралась большая компания и слушала игру Елютина. Заказывали по несколько раз известные мелодии. Но больще всего просили "Полонез" Огинского. Где было услышать такое, на гитаре ? Он мог играть часами...
  Я познакомился с его друзьями гитаристами Виктором Ивановым и Юрием Поповым. Отмечали его пятидесятилетие. Были его ученики,
а также Володя Ложкин, аккордионист и друг компании Чико Есаян . И конечно Слава Кешишьян, который в то время больше всех трудился в жизнеобеспечении Елютина. И, как мне стало известно, продолжает трудиться в добрых делах его памяти.
Я получил неописуемое удовольствие. Елютин играл больше всех. Иванов много пел песен Окуджавы, а также романсы.
  Потом мы расстались. Я уехал работать в, тогда еще, Свердловск. Елютин записал мне на память касету со своей  музыкой. Мне никто не верил, что это играет мой хороший товарищ . Откуда, мол, у вас мог взяться такой гитарист ?!... Эту касету позже у меня украли.
 Елютина я мог слушать только тогда , когда приезжал в отпуск. Однажды я приехал в отпуск с женой. Я много рассказывал ей о Михаиле . Она сгорала от любопытства увидить его и услышать.
К тому же она играла на аккордеоне. В тот период М.М. работал охранником на асфальтном заводе.Там была комната, куда после работы к нему приезжали друзья. Я приехал к нему с женой Галиной. Сколько радости и умиления получила она в тот вечер.
  Елютин, когда видел, что его слушают, а игра вызывает большой интерес, он преображался. Это надо было видеть и слышать !
Моя жена загорелась играть на гитаре. За несколько вечеров она научилась аккомпанировать.
  В наших отношениях было только доброе и хорошее. Он был светлым и позитивным человеком . К нему всех тянуло. Светлая память ему!

Виктор НОВИКОВ, 24.11.2011
´==================================================

С Михаилом Елютиным я познакомился в 1973 году. В это время я занимался уже гитарой, у Ремира Махмудовича Насиба. Елютин проиграл несколько пьес своего сочинения и переложений (в это время он уже перешёл на шестиструнку с семи, но с одинаковым успехом владел обеими инструментами). В его игре не было показной виртуозности, всё чётко и легко. Подкупала грамотность в голосоведении, простота и оригинальность в изложении музыкального материала, то, чего нам многим не хватало. К нему потянулись ученики, а также зрелые музыканты. Я брал у него уроки гармонии. Играл некоторые обработки. Из его сочинений играл "Польку" и "Тёплый вечер".
Несмотря на свою одарённость в музыке, в жиэни он был как безрукий ребёнок, абсолютно неприспособленный к ней. Многие этим пользовались (имею в виду нечистоплотных гитаристов). К своим работам Елютин относился без должного внимания, возможно не веря в их жизнеспособность. На это были причины...Его жизнь-одни разочарования.
Многое из его опусов бесследно исчезло, а жаль! Многое вывез Ю.Попов, которого уже нет. И найдутся ли они???
Елютин был самобытный человек, огромного таланта, бескорыстно предан великолепному инструменту,гитаре- столь чтимому в звучании, как сама любовь!

Сергей Бородкин. июль.2010год.

===============================

Встречи с Михаилом Елютиным вспоминаются мне как одни из самых светлых островков моей жизни.
Знакомство произошло случайно. Один мо

© maev47
Сделать бесплатный сайт с uCoz